поскольку они родились в другое время.
Само понятие рефлексия произошло от латинского слова «reflekxio» - отражение. «Рефлексия» означает размышление, полное сомнений и противоречий, анализ своего психического состояния, - т.е. процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Рабочее определение рефлексии, которое будет использоваться, следующее: рефлексия – самосознание подростков, осмысление духовных ценностей семьи, ответственного родительства.
Выделяются два типа рефлексии в зависимости от того, что является ее предметом:
- Интеллектуальная рефлексия - осознание техники нашей мыслительной деятельности.
- Психологическая рефлексия - осознание человеком своих собственных состояний, переживаний в конкретной ситуации.
Психологическую рефлексию можно использовать как основное направление в практической части учебной деятельности. В связи с этим, уроки и внеурочную деятельность лучше выстраивать в соответствии с личностно-ориентированным, человеко-центрированным подходом.
К. Роджерс показал, что альтернативой традиционной практике обучения является ориентированная на учащихся гуманистическая практика.
Перестройка традиционной практики обучения и воспитания в рамках человеко-центрированного подхода осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям:
-
создание психологического климата доверия между педагогами и учащимися;
-
обеспечение сотрудничества;
-
актуализация мотивационных ресурсов учения;
-
развитие у педагогов особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
-
помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.
К. Роджерс различает два типа учения: бессмысленное и осмысленное.
Учение первого типа является принудительным, безличностным, интеллектуализированным, оцениваемым извне, направленным на усвоение значений.
Учение второго типа, напротив, свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.
Основная задача педагога — стимулирование и инициирование (фасилитация) осмысленного учения, развитие рефлексии у молодых людей.
Анализ конкретного опыта человеко-центрированного обучения на разных ступенях системы образования и в различных учебных контекстах, многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям фасилитирующего обучения, свидетельствует о том, что это — не некий единый метод, не некая одинаковая для всех педагогическая технология, но совокупность ценностей, особая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека.
По мнению К. Роджерса, эту систему ценностей составляют убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в значимости для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия, в радости учения как творчества.
К. Роджерс анализирует три основные установки педагога-фасилитатора.
Первая из них, описываемая терминами «истинность» и «открытость», предполагает открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного педагога установке на сугубо ролевое поведение.
Вторая установка педагога-фасилитатора, описываемая терминами «принятие», «доверие», представляет собой внутреннюю уверенность педагога в возможностях и способностях каждого учащегося.
Третья установка, описываемая термином «эмпатическое понимание», — это видение педагогом внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами.
Таким образом, педагог, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом. Если же, напротив, педагог не понимает и не принимает внутреннего мира своих учащихся, если он ведет себя не искренне, стремится спрятаться за различного рода личинами («фасадами»), если он демонстрирует неуважение или холодность по отношению к учащимся, то такой учитель оказывает пагубное влияние на их личностное развитие.
В основе личностно-ориентированной теории обучения лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта, но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом».
Основные принципы личностно-ориентированного обучения:
-
Приоритет индивидуальности, самоценности каждого человека, как активного носителя субъектного опыта (учащийся не становится, а изначально является субъектом познания);
-
В процессе происходит обучения «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и субъективного опыта учащегося. И взаимодействие двух видов опыта должно идти не по линии вытеснения «индивидуального накопления» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования;
-
Создание соответствующей образовательной среды, служащей для саморазвития и самореализации учащегося:
– предоставление свободы выбора способов выполнения учебных заданий;
– использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества учащихся;
– организация занятий в малых группах на основе диалога, сюжетно-ролевых игр, тренингов учебного общения;
-
Создание особой эмоционально-положительной, комфортной среды обучения.