ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Личностно – ориентированные подходы к обучению как способ развития психологической рефлексии. 
Не навязывайте ваши методы обучения своим детям,
поскольку они родились в другое время.

 
       Одной из важных задач работы  с учащимися  будет являться появление у них интуиции, с помощью которой они смогли бы чувствовать себя, лучше понимать себя. Такое обостренное чувство можно будет считать результатом процесса углубления представлений взглядов на семью, т.е. рефлексией.
       Само понятие рефлексия произошло от латинского слова «reflekxio» - отражение. «Рефлексия» означает размышление, полное сомнений и противоречий, анализ своего психического состояния, - т.е. процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
       Рабочее определение рефлексии, которое будет использоваться, следующее: рефлексия – самосознание подростков, осмысление духовных ценностей семьи, ответственного родительства.
        Выделяются два типа рефлексии в зависимости от того, что является ее предметом:
  •  Интеллектуальная рефлексия - осознание техники нашей мыслительной деятельности.
  •  Психологическая рефлексия -  осознание человеком своих собственных состояний, переживаний в конкретной ситуации.

          Психологическую рефлексию можно использовать как основное направление в практической части учебной деятельности. В связи с этим, уроки и внеурочную деятельность лучше выстраивать в соответствии с личностно-ориентированным, человеко-центрированным подходом.

К. Роджерс показал, что альтернативой традиционной практике обучения является ориентированная на учащихся гуманистическая практика.
Перестройка традиционной практики обучения и воспитания в рамках человеко-центрированного подхода осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • создание психологического климата доверия между педагогами и учащимися;

  • обеспечение сотрудничества;

  • актуализация мотивационных ресурсов учения;

  • развитие у педагогов особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

  • помощь педагогам  и учащимся в личностном развитии.

К. Роджерс различает два типа учения: бессмысленное и осмысленное
Учение первого типа является принудительным, безличностным, интеллектуализированным, оцениваемым извне, направленным на усвоение значений.
 Учение второго типа, напротив, свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение
 смыслов как элементов личностного опыта. 

Основная задача педагога — стимулирование и инициирование (фасилитация) осмысленного учения, развитие рефлексии у молодых людей.

Анализ конкретного опыта человеко-центрированного обучения на разных ступенях системы образования и в различных учебных контекстах, многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям фасилитирующего обучения, свидетельствует о том, что это — не некий единый метод, не некая одинаковая для всех педагогическая технология, но совокупность ценностей, особая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. 
  По мнению К. Роджерса, эту систему ценностей составляют убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в значимости для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия, в радости учения как творчества.
К. Роджерс анализирует три основные установки педагога-фасилитатора.
Первая из них, описываемая терминами «истинность» и «открытость», предполагает открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного педагога установке на сугубо ролевое поведение.
           Вторая установка педагога-фасилитатора, описываемая терминами «принятие», «доверие», представляет собой внутреннюю уверенность педагога в возможностях и способностях каждого учащегося.
           Третья установка, описываемая термином «эмпатическое понимание», — это видение педагогом внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами.
         Таким образом, педагог, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом. Если же, напротив, педагог не понимает и не принимает внутреннего мира своих учащихся, если он ведет себя не искренне, стремится спрятаться за различного рода личинами («фасадами»), если он демонстрирует неуважение или холодность по отношению к учащимся, то такой учитель оказывает пагубное влияние на их личностное развитие.

         В основе личностно-ориентированной теории обучения лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта, но,  прежде всего как индивида, наделенного своим  неповторимым субъектным опытом».
         Основные принципы личностно-ориентированного  обучения:

  • Приоритет индивидуальности, самоценности каждого человека, как активного носителя субъектного опыта (учащийся не становится, а изначально является субъектом познания);

  • В процессе происходит обучения «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и субъективного опыта учащегося. И взаимодействие двух видов опыта должно идти не по линии вытеснения «индивидуального накопления» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования;

  • Создание соответствующей образовательной среды, служащей для саморазвития и самореализации учащегося:
        – предоставление свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

         – использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества учащихся;

             – организация занятий в малых группах на основе диалога, сюжетно-ролевых игр, тренингов учебного общения;

  • Создание особой эмоционально-положительной, комфортной среды обучения.